Анализ рынка является важнейшим этапом во время разработки бизнес-стратегии, определения ниши на рынке, конъюнктуры и дальнейших перспектив. Исследование рынка помогает понимать спрос потребителей, изучить конкурентов и вероятные угрозы для бизнеса с учётом различных факторов.

Анализ рынка позволяет получить данные, используя которые можно принимать стратегические решения по ведению бизнеса, определять направления выгодного инвестирования и концепцию рекламной кампании.

Рынок – это место постоянного экономического взаимодействия потребителей и производителей и продавцов товаров. Анализом рынка называется определение показателей такого взаимодействия.

Анализ рынка включает следующие составляющие:

  • определение емкости данного рыночного сегмента в настоящий момент и в перспективе;
  • выявление тенденций и темпов прироста в рыночном поле;
  • определение структуры затрат;
  • работу каналов сбыта;
  • обозначение ключевых факторов, обеспечивающих гарантированную прибыль.

Зачем нужен анализ рынка?

Анализ рынка позволяет выявить ряд вопросов, важных для производителей и продавцов. Среди них:

  • Оценка преимущества и недостатков конкурирующих фирм, что позволит компаниям выявить собственные сильные стороны и акцентировать на них внимание потребителей.
  • Определение потребительского поведения, что даст возможность производить востребованный товар.
  • Поиск ниши и области действия на рынке.
  • определение конкурентоспособности аналогичной продукции на рынке, что позволит узнать плюсы и минусы своего товара.
  • Разработка стратегии для продвижения продукции.
  • Изучение перспектив дальнейшего развития.

Как правильно провести анализ рынка?

Анализ рынка позволит определить последующую бизнес-стратегию. Во время анализа рынка можно выявить целевых покупателей, причём использование такого исследования производится по множеству критериев:

  • Использование географического анализа рынка. В этом случае нужно учитывать место жительства потребителей, количество жителей в регионе, уровень жизни, климат, инфраструктуру.
  • Проведение демографического анализа. Включает оценку возрастных групп, пола, семейного положения, рода деятельности, уровня доходов.
  • Применение социального анализа. Это потребительская мотивация, социальный статус, жизненный образ.

После проведения анализа рынка производится сегментация — разбивка рынка на определенные участки с учетом потребительской способности. При этом сегменты позволяют определить ценообразование, формат рекламы и маркетинг рынка изготавливаемой продукции. Причём последнему анализу присущи несколько разновидностей:

  • Проведение концентрированного анализа рынка — выбор конкретного сегмента и направление на него всех сил.
  • Использование товарно-дифференцированного анализа рынка — предприятие подбирает ряд сегментов рынка, для всех разрабатывается собственная стратегия. Это помогает лавировать между приоритетами на рынке, сосредотачиваясь на самых прибыльных.
  • Выполнение недифференцированного (массового) анализа рынка — ориентирование товаров на любые группы населения, к примеру, на продукты питания или товары массового потребления.

Определение сегмента осуществляется на основе наблюдений за развитием рыночных ниш либо эмпирическим способом (анализ рынка разных групп населения и сбор данных).

В чём суть метода анализа рынка?

Если не понимать, как пользоваться анализом рынка, то положительного результата не будет. Различают несколько главных направлений анализа рынка:

  • Маркетинговый анализ рынка — ориентирован на конкретную сферу деятельности на рынке и сосредоточен на определении модели потребительского поведения, конкурирующих фирм и рынка в общем, учитывая разные факторы. Использование этого анализа на рынке требуется для разработки стратегии конкретного бизнеса.
  • Общий анализ рынка — определяет, какие товары самые востребованные, как производится ценообразование на рынке, сегментация. Задача этого анализа — определение прибыльных направлений для инвестиций и получение статистической информации, требуемой для последующей разработки способов продвижения продукции на рынке.

Для анализа рынка применяются разные способы, которые позволяют собрать требуемые данные, выполнить их обработку, сформировать выводы о рынке и проработать стратегию, такие как:

  • Количественные — в эту категорию относят статистические данные с конкретными показателями разных рынков.
  • Качественные — это гипотезы и мнения аналитиков, покупателей или конкурентов о конкретной рыночной ситуации. Здесь нет чёткой структуры, информация о рынках анализируется субъективно.

Зная, как провести исследование рынка, можно оптимизировать собранные данные под цели и задачи своего бизнеса. Это позволит точнее и результативнее внедрять изменения, находить более выгодные точки роста и развития.

Похожие виды исследования рынка

В зависимости от цели используют аналогичные анализу рынка маркетинговые исследования. Среди них выделяют:

  • Изучение собственной продукции с точки зрения конкурентоспособности, наличия необходимых потребителям качеств. Такой анализ помогает понять, что в продукции можно и требуется улучшить, а какая продукция устарела и не отвечает потребительским запросам.
  • Составление социально-демографической характеристики потенциального и постоянного клиента рынка. Определяются мотивы покупателя при приобретении товара или отказе от него в пользу конкурентных изделий.
  • Определение оптимальной ценовой политики в отношении не только потребителей, но и дистрибьюторов.
  • Изучение эффективности рекламной политики. Определение необходимой сметы, оценка эффективности акций, анализ их влияния.

Не менее полезны и другие маркетинговые инструменты анализа рынка – наблюдение, опросы, фокус-группы и интервью.

На основании результатов анализа рынка в дальнейшем разрабатывается бизнес-стратегия.

Заключение

По результатам, полученным в ходе анализа рынка, можно сделать прогноз о том месте, какое компания может занять на рынке и что необходимо предпринять для эффективного развития фирмы. Анализ рынка помогает определить, в течение какого периода времени окупятся сделанные вложения и насколько прибыльной будет компания. Если использовать усредненные результаты анализа, то прогноз будет максимально реальным.

Если вы хотите развивать свой бизнес и быть в курсе ситуации на рынке, выбирайте облачный сервис мониторинга и анализа данных «Ценозавр». Оставляйте заявку на нашем сайте и получайте целую неделю бесплатного демо-доступа к сервису.