Индекс цен (PI) — это показатель, характеризующий изменение цен на товары за определённый период. Он отражает ваше ценовое позиционирование на рынке. Благодаря информации об индексе цен вы сможете улучшить продажи, находить лазейки для роста среди конкурентов, а также контролировать позиционирование вашего бренда. 

Каждая компания, выходящая на рынок, проводит конкурентный анализ. Вам необходимо знать, кто является вашими конкурентами и понимать, как происходит ценовая гонка. Чтобы быть в курсе того, как цены конкурентов соотносятся с вашими, нужно следить за индексом цен.

Чтобы правильно рассчитать индекс цен первым делом необходимо отследить цены конкурентов, чтобы точно определить свое положение на рынке.

 Расчёт индекса цен

1. Чтобы определить индекс цен, необходимо взять все цены на товары конкурентов на конкретную дату. Данные необходимо собирать ежедневно, информация должна быть актуальной и достоверной.

SKUЦена конкурента №1Цена конкурента №2Цена конкурента №3Цена конкурента №4Цена нашего товара
1991109310499
25664786180
31051019912097
46850496469

2. Собранные данные необходимо внести в таблицу Excel.

3. После того, как информация получена, необходимо просчитать ценовой индекс для каждого товара по каждому конкуренту. Для этого необходимо разделить цену вашего товара на цену аналогичного товара конкурентов и умножить получившееся значение на 100. Если индекс больше 100% — значит, ваша цена выше, чем у конкурентов, а если ниже 100% — цена ниже. 

Для расчёта среднего ценового индекса необходимо сложить все индексы цен конкурентов и разделите полученное число на количество конкурентов.

4. Далее необходимо проанализировать полученные данные, в идеале их нужно отразить на графике. Благодаря этому можно увидеть все ценовые отклонения и понять, с чем они могут быть связаны.

Что такое индекс цен и как он поможет вашему бизнесу
График покажет, как ваша цена соотносится с ценами конкурентов.

5. На основе полученных данных вычислить периоды повышения и снижения цен конкурентов и использовать данную информацию для увеличения прибыли.

Как контролировать своё ценообразование?

Важной частью успешной бизнес-стратегии является оптимизация соотношения цены и спроса. Вы должны найти точку равновесия, при которой правильно установленная цена на ваш продукт будет приносить наибольший доход. Индекс цен — это ваша точка отсчёта, позволяющая убедиться, что вы предлагаете цену ниже средней без серьёзного сокращения прибыли. Кроме того, если вы хотите протестировать цены, чтобы найти оптимальное соотношение цены и спроса, PI — это тот показатель, который вы ищете. 

Возможные сложности при расчёте индекса цен

Несмотря на простоту расчётов ценового индекса, вся сложность его определения сосредоточена на этапе сбора данных. Подойдёт лишь актуальная и проверенная информация.

Теоретически можно вручную контролировать цены, вводя данные в электронную таблицу Excel. Однако, когда приходится иметь дело с сотнями продуктов и большим количеством конкурентов, необходимо проводить анализ своевременно и, что немаловажно, без ошибок.

Обработка и анализ полученных данных вручную также займут много времени, а человеческий фактор не гарантирует точность полученной информации. Если вам необходим качественный анализ рыночной ситуации, на помощь придут сервисы мониторинга цен.

Заключение

Индекс цен — это показатель, который демонстрирует, какое положение ваши товары занимают на рынке. Имея информацию о ценах и ценовом индексе, вы сможете раскрыть тактику конкурентов и принимать обоснованные ценовые решения, а помогут в этом специальные сервисы мониторинга, которые автоматизируют процесс сбора данных, помогут скорректировать цены с учётом цен конкурентов и предоставят исторические ценовые данные.